9 июля 2011
«Круглый стол» на тему: «Совершенствование тарифных механизмов в грузовых железнодорожных перевозках»

Острые проблемы разработки железнодорожных тарифов были в центре внимания участников круглого стола на тему «Совершенствование тарифных механизмов в грузовых железнодорожных перевозках», который прошел в Торгово-промышленной палате РФ. Он был организован Институтом народохозяйственного прогнозирования РАН и ООО «ТПП-Информ».

В дискуссии приняли участие ученые академических и отраслевых институтов, сотрудники ОАО «РЖД», Федеральной службы по тарифам (ФСТ), представители общественных объединений предпринимателей и компаний, участники рынка железнодорожных транспортных услуг, эксперты, работники ТПП РФ. В заседании принял участие заместитель председателя Комитета ТПП РФ по транспорту и экспедированию, президент Ассоциации российских экспедиторов Валерий Алисейчик.

Железнодорожный транспорт был и остается главным средством перевозки грузов для всех отраслей российской экономики. Его ежегодный грузооборот превышает два триллиона тонно-километров. Это свыше 80 % всех грузовых перевозок страны, исключая трубопроводный транспорт. Парк вагонов насчитывает около миллиона единиц. Из них ежедневно полмиллиона находятся в пути.

Одна из наиболее острых проблем в отношениях железнодорожников и грузоотправителей – размер тарифов. Они зависят от множества факторов: расстояния, срочности доставки, веса и габарита грузов, его стоимости. Разработка тарифов – это целая наука, причем далеко не простая. Тарифная политика играет громадную роль в развитии экономики, воздействуя как на формирование общего «облика» экономики, так и на повседневную жизнь каждого гражданина.

Заседание круглого стола открыл заведующий лабораторией Института народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) Российской академии наук Юрий Щербанин, отметивший исключительную важность обсуждаемого вопроса. Правильно разработанные железнодорожные тарифы могут играть роль дополнительного стимулятора развития отраслей и регионов. В современных условиях можно говорить о своеобразной идеологии тарифов и необходимости творческого подхода к их разработке.

Вопросы взаимоотношения государства и железнодорожного транспорта в установлении тарифов поднял в своем докладе директор компании A. T. Kearney, руководитель направления машиностроения и транспорта по России и СНГ Евгений Богданов. Он подчеркнул, что для обеспечения экономического роста необходимо развитие инфраструктуры, для чего требуются капиталовложения. При этом ключевым вопросом регулирования отрасли со стороны государства является определение баланса между источниками финансирования, которое позволит достичь нужных объемов выделения средств на развитие инфраструктуры.

В сложившейся ситуации необходимо либо установить относительно высокие тарифы, что обеспечит самофинансирование отрасли, либо субсидировать грузоперевозки. Эту дилемму и стремится решить государство. При этом, подчеркнул Е. Богданов, государство нацелено на то, чтобы отрасль в большей степени осуществляла самофинансирование своего развития.

Ряд важных проблем поднял в своем выступлении руководитель департамента по маркетингу грузовых перевозок и тарифной политики ОАО «РЖД» Вячеслав Петренко. Он говорил о несовершенстве методик установления тарифов, об отсутствии экономических обоснований и недостаточном учете многих факторов при их разработке. Это затрудняет прогнозирование развития железнодорожного транспорта, а также деятельность инвесторов, готовых делать вложения в развитие этой важной отрасли. Он, в частности, заметил, что предприниматели, отправляющие и получающие грузы железнодорожным транспортом, должны иметь возможность прогнозировать изменения тарифов и закладывать это в свои планы.

Если в дальнейшем будет идти ограничение средств, то, по оценкам экспертов компании, к 2015 году возникнет дефицит, не позволяющий осуществлять дополнительные перевозки, отметил представитель РЖД.

Главный научный сотрудник Института системного анализа (ИСА) РАН Эльмар Позамантир, отметил, что существующая технология расчетов тарифов сильно усложнена, что затрудняет проверку их корректности. Также затруднена индексация, как самих тарифов, так и их составляющих.

Применение исключительных тарифов подменяет собой государственную экономическую политику, отметил Позамантир. Нам надо уходить от ситуации, когда железнодорожные тарифы являются едва ли не главным инструментом государственной экономической политики. Тариф должен быть таким, чтобы он обеспечивал нормальную рентабельность каждой отдельной перевозки. Все остальные задачи государство должно решать своими способами и своими инструментами.

По мнению Валерия Алисейчика, сегодня сложилась такая ситуация, когда практически невозможно установить экономически обоснованные тарифы. Это происходит потому, что отсутствуют экономически обоснованные цены на товары. «Все, кто заинтересован в справедливой тарифной политике, должны поставить вопрос о проведении реформы ценообразования, потому что из всех реформ эта реформа должна быть проведена первой. А уже после этого можно проводить реформы по отдельным отраслям», – сказал он.

В развернувшейся дискуссии выступили руководитель отдела исследований грузовых перевозок Института проблем естественных монополий Игорь Куротченко, заместитель руководителя стратегических проектов НП «Совет участников рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава» Татьяна Максимова, ведущий советник аппарата думского комитета по транспорту Сергей Дергунов и другие.

По итогам круглого стола были выработаны предложения по совершенствованию тарифной системы, планируется направить в Правительство РФ. 

Теги: